Лицам с ОВЗ и инвалидам

1. Наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

НОУ МИЭП предоставляет возможность получения высшего образования людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с использованием дистанционных образовательных технологий, а когда это возможно – по месту жительства инвалида.

В институте предусмотрены необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний для абитуриентов, процедур промежуточной и итоговой аттестации для студентов с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей с использованием дистанционных образовательных технологий, а когда это возможно – по месту жительства инвалида.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение в НОУ МИЭП также обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности

Преподаватели института прошли повышение квалификации по теме Инклюзивное образование в вузе.

Студенты могут воспользоваться помощью тьютора, социального педагога, педагога-психолога и ассистентов (помощников), которые призваны оказывать содействие в решении текущих учебных и организационных вопросов.

Мы стараемся выстроить учебный процесс с учетом особых потребностей наших студентов, расширяя спектр их возможностей.

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам предоставляется специальная литература, в том числе аудиокниги

Студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной помощи в стенах вуза (помощь ассистентов, льгота по оплате обучения, психологическая поддержка и пр.).

Поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития выпускникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам оказывают опытные сотрудники института во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

2. Адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья программы подготовки с учётом различных нозологий

В НОУ МИЭП созданы благоприятные условия для обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Этой категории студентов институт предлагает обучение по инклюзивным (адаптированным) профессиональным основным образовательным программам, которые разрабатываются индивидуально для каждого студента с ограниченными возможностями или инвалида, с комплексной системой сопровождения

НОУ МИЭП предоставляет возможность выбора формы обучения в рамках обычных образовательных программ или в рамках инклюзивных (адаптированных) образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям подготовки.

Инклюзивные (адаптированные) профессиональные основные образовательные программы это особая форма реализации для студентов с ограниченными возможностями и инвалидов обычных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров, специалистов или магистров.

Инклюзивные (адаптированные) профессиональные основные образовательные программы обеспечивают создание необходимых условий для снижения трудоемкости освоения обычных образовательных программ за счет особой организации учебного процесса, увеличения срока обучения на 1 год (для программ магистратуры на 6 месяцев), предоставления специальных образовательно-реабилитационных услуг сопровождения и поддержки обучения.

При реализации инклюзивных (адаптированных) профессиональных основных образовательных программ используются дистанционные образовательные технологии. Инклюзивные (адаптированные)профессиональные основные образовательные программы обеспечивают сохранение здоровья, безопасность жизнедеятельности и высокое качество образования в соответствии с высокими критериями образовательных стандартов.

3. Виды и формы сопровождения обучения

В НОУ МИЭП осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и сбережение здоровья:

  • Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Процесс индивидуального обучения инвалида организует тьютор. Тьютор совместно с обучающимся инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет роль посредника между студентом инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.
  • Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Опытный педагог-психолог сопровождает образовательный процесс, обеспечивает психологическую защищённость абитуриентов и студентов-инвалидов, поддерживает и укрепляет их психическое здоровье. В НОУ МИЭП создан благоприятный психологический климат, сформированы условия, стимулирующие личностный и профессиональный рост.
  • Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов с использованием специально оборудованного медицинского кабинета, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. В НОУ МИЭП имеется специально оборудованный объект физической культуры, места для отдыха.
  • Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении. Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента-инвалида и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

4. Наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий

Помещения института оборудованы учебными местами для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающие следующие технические и программные средства:

  • персональный компьютер,
  • МФУ (принтер/сканер/копир),
  • комплект для маркировки Брайлем клавиатуры,
  • информационная система для слабослышащих портативная "Исток"
  • гарнитура (наушники + микрофон),
  • программа для чтения голосом "Говорилка"
  • сигнализатор цифровой с вибрационной и световой индикацией для слабослышащих и глухих "Пульсар-3".
  • лупа канцелярская.

В учебном процессе используются передовые дистанционные образовательные технологии. Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам возможен с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, как на территории института, так и вне его.

5. Наличие безбарьерной среды

Институт старается сделать образовательную среду максимально доступной и удобной для всех студентов.

Используемая в НОУ МИЭП система обучения, корпоративный портал НОУ МИЭП адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Созданная в НОУ МИЭП безбарьерная среда учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

Вход в учебный корпус оборудован кнопкой вызова администратора. Пути перемещения оборудованы переносными пандусами, закуплено мобильное подъёмое оборудование для передвижения по лестничным маршам, имеются лифты. В помещениях института оборудованы специальные учебные места, обустроен специальный санузел. На прилегающей территории имеются парковочные места для автомобилей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в помещениях института включает визуальную, звуковую и тактильную информацию.

Кроме того, студентам с ограничениями по слуху предоставляются услуги сурдоперевода. НОУ МИЭП заключен договор на сурдо-, тифлосопровождение слабослышащих студентов.

При необходимости студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья сопровождают в здании института ассистенты (помощники) из числа сотрудников института или волонтёры из числа студентов.

Совет: если Вам потребуется узнать подробности или необходима дополнительная помощь, обратитесь в приёмную комиссию института или к своему тьютору.

Если родителям (опекунам) необходимо прийти в НОУ МИЭП по какому-то вопросу, следует позвонить в приёмную комиссию или своему тьютору и заказать разовый пропуск.

Территориальная доступность для маломобильных студентов - вопрос, требующий тонких взвешенных решений со стороны администрации, так как здание, в котором размещается институт, изначально не было предназначено для использования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Однако институт ищет оптимальные варианты реализации удобной среды и всегда открыт к диалогу. Каждый случай рассматривается индивидуально и с максимальным удобством для студента.

6. Информация о доступном общественном транспорте

7. Довузовская подготовка абитуриентов – инвалидов

В НОУ МИЭП организована довузовская подготовка абитуриентов – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных образовательных технологий. Довузовская подготовка осуществляется по образовательно-реабилитационным программам, разрабатываемым для каждого абитуриента – инвалида индивидуально. В образовательно-реабилитационную программу включаются две группы дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

Вместе с опытными педагогами абитуриент может подобрать профессию или специальность, доступную в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

В рамках профориентационной работы в НОУ МИЭП проводятся дни открытых дверей и консультации для инвалидов и родителей по вопросам приёма и обучения

8. Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов – инвалидов

9. Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

НОУ МИЭП осуществляет мероприятия по содействию трудоустройству выпускников – инвалидов во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями по месту жительства выпускника.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников – инвалидов являются презентации выпускника работодателям, направление работодателям рекомендательных писем, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин предусматривается подготовка выпускников – инвалидов к трудоустройству, к полноценному раскрытию и применению на практике полученных во время учёбы компетенций.

10. Волонтёрская помощь

11. Отдел инклюзивного образования

12. Горячая линия для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

13. Советы по использованию операционной системы