Студенческая газета

Студенческая газета



Ректор МИЭП А. В. Косевич

Политические деятели, писатели, музыканты, ученые... Этот список можно продолжать бесконечно. Но каким бы успешным ни был человек, прежде всего он остается человеком.

Наша редакция решила поближе познакомиться с руководящим составом Международного института экономики и права. Все студенты и сотрудники МИЭП так или иначе сталкиваются с представителями администрации института. Но что мы знаем о ректоре, проректорах МИЭП как об успешных личностях? Как они достигли успеха? Каковы их основные жизненные позиции и взгляды?

С ректором МИЭП, кандидатом экономических наук, доцентом А.В. Косевичем беседовала сегодня журналист «ЭКЮ» Кристина Листопадова.

- Александр Валентинович, расскажите о Ваших школьных, студенческих годах, запомнившихся курьезных ситуациях. Как начинался Ваш трудовой путь?

- Наверное, самая курьезная ситуация в моей жизни - развал Советского Союза, как это ни странно звучит. Сам я родом из Белоруссии. Окончил обыкновенную деревенскую школу, затем с серебряной медалью Минское суворовское военное училище. Во время распада СССР учился в Военной инженерно-космической академии имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Принял российское гражданство. После окончания академии, получив звание лейтенанта Вооруженных Сил Российской Федерации, был направлен на службу в Подмосковье, в научно-исследовательский институт в городе Мытищи, где занимался научной работой, научными исследованиями. Вот так я оказался в России.

Вскоре я стал ощущать, что наша армия разваливается. Космическая отрасль, к которой я непосредственно причастен и которой отдал много сил, тоже шла на спад. С проводившимися реформами я не был согласен. К слову, я до сих пор с ними не согласен, так как любая реформа направлена в первую очередь на улучшение качественных показателей, а мы видим, что ракеты наши не взлетают, а те что взлетают - падают. Очень печально, что одно из величайших достижений нашей страны так бездарно, бесхозяйственно используется. Сейчас, в мои неполные сорок лет, я должен был бы отдавать все свои знания, направлять всю свою энергию на развитие этой отрасли, но так получилось, что я перешел в другую сферу деятельности - сферу образования.

На этапе увольнения из вооруженных сил я поступил учиться в Международный институт экономики и права, где параллельно мне предложили административную должность. Окончив МИЭП, получил академическую степень бакалавра экономики. Чуть позже, в нашем же институте, - квалификацию специалиста по специальности «Финансы и кредит». Незамедлительно поступил в аспирантуру и в 2006 году успешно защитился в Финансовой академии. После защиты диссертации меня сразу же пригласили возглавить одно из управлений МИЭП, потом был назначен проректором. До первого сентября этого года я исполнял обязанности ректора, а сейчас уже полноценно вступил в должность ректора МИЭП. Придя в институт, очень хотел заниматься преподавательской деятельностью, отчасти научными исследованиями, все время меня тянуло на кафедру. В то же время ректорат и руководство прочили мне административную стезю и, как видите, их ожидания оправдались.

- Как вы думаете, какие личные качества отметило в Вас руководство? Что помогало Вам продвигаться по административной лестнице?

- Пути Господни неисповедимы. Я придерживаюсь следующего подхода: какую бы работу человек ни выполнял, пусть он даже оказался волею судеб в непривычной для него среде и ему доверили поручения различной сложности, он должен трудиться ответственно, с полной отдачей, с проявлением разумной инициативы. И, конечно же, с возможностью достижения положительного результата с наименьшими затратами. Это именно та жизненная концепция, которой я следую лично и на которую ориентирую подрастающее поколение, свою дочь и вообще всех, с кем общаюсь.

- Несколько слов о личной жизни, о семье. Ваша дочь учится в школе? Как Вы относитесь к последним реформам образования?

- Я, супруга Наталья и дочь Екатерина проживаем в Москве, все наши родственники - в Белоруссии. Екатерина учится в девятом классе. На мой взгляд, нынешние реформы школьного образования - это совсем не то, что должно называться реформами. При этом моя супруга имеет два образования, оба педагогические. Она занимается обучением нашей дочери, оказывает ей всяческое содействие. Екатерина учиться на отлично. По-другому и быть не может, я ей попросту запретил плохо учиться. Мы наставляем ее относиться к учебе так, как если бы это была ее работа на данном этапе жизни.

- Кем планирует стать Екатерина? Есть ли у нее уже какие-то предпочтения?

- Ее интересует многое и многое нравится, но в последнее время она говорит так: «Папа, я желаю тебе помогать». Сейчас мечтает стать юристом, это одно из последних ее стремлений, до этого хотела открыть туристическую компанию, что будет завтра - не знаю, но у нее есть еще несколько лет, чтобы определиться и утвердиться в своих намерениях.

- МИЭП является одним из первых пяти негосударственных вузов, открытых в России. Были ли к этому определенные предпосылки? Каковы идеи создания института? Почему именно международное направление?

- Предпосылки были! Прежде всего, обстановка в стране. В период становления рыночной экономики у нас не оказалось специалистов, которые бы понимали суть происходящих процессов, принципы работы рыночных механизмов. В России до сих пор некоторые рынок сравнивают с тем базаром, который мы можем видеть в специально отведенных для торговли местах. Будущие учредители института почувствовали потребность общества в профессионалах, способных грамотно разбираться в современных социально-экономических процессах, применять свои знания на практике, и создали вуз международного масштаба. Времена, конечно, были очень сложные, если не сказать лихие.

Президент и основатель нашего вуза - академик РАЕН, профессор Шаров Фёдор Львович, первый ректор и основатель - Веришко Казимир Иванович. Им удалось создать современное, динамичное высшее учебное заведение, одно из лучших не только в России, но и за рубежом, сочетающее в своей деятельности славные традиции российского образования и новые образовательные технологии, способное воспринимать и развивать всё самое передовое в отечественной и мировой науке и практике; учебное заведение ярко выраженного международного характера, использующее в учебном процессе сравнительный подход, компаративистские исследования, аккумулирующее в учебных пособиях наиболее ценный опыт других стран. Не случайно МИЭП с самого начала задумывался как вуз концептуальный. Научным базисом образовательной деятельности института стала уникальная концепция проблемно-поискового образования. Она была очень популярна в конце 1960-х - начале 1970-х гг., но не получила должной поддержки из-за командно-административной системы управления как в стране в целом, так и в вузах в частности.

На первом этапе своих преподавателей в МИЭП не было, но были задекларированы цели и впоследствии разработана инновационная программа обучения. Учредители смогли привлечь хорошие профессорско-преподавательские кадры, и буквально за полгода вуз достиг таких показателей, что набор на очное отделение составил 600 человек. Преподаватели уже были готовы приходить в штат. Это были доценты и профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, Дипломатической академии и др. Конечно же, привлекали и иностранных специалистов. Их согласие сотрудничать с МИЭП говорило о том, что есть интерес, есть спрос на частное образование, которое не жестко регламентировано, а дает в большей степени проявление академической свободы.

Сейчас на всех вузах, в том числе и на нашем, сказывается демографическая проблема. Однако за последние 5-7 лет меньше 20 тысяч студентов в МИЭП не учится. Мы считаем, что через три года, когда рождаемость тех лет, двадцатилетней давности, даст результат, мы выйдем на свои стабильные показатели. Несмотря на трудности сегодня наш институт - один из наиболее стабильных частных вузов в России, показатели его деятельности оценены государственными статистическими органами, Министерством экономического развития РФ. И с каждым днем мы стараемся совершенствоваться.

- Поговорим о филиалах МИЭП. Когда и почему они были созданы?

- Первый филиал был открыт спустя полгода после открытия головного вуза. Это Сибирский филиал в Новокузнецке. Руководство института уловило интерес к качественному высшему образованию в регионах. Мы отправили наше предложение в разные города, и на него откликнулись Владивосток, Калининград, Мурманск, Челябинск, Волгоград, Екатеринбург - это только те, что оказались первыми в числе заинтересованных. В итоге было открыто более десяти филиалов, которые получили самостоятельные лицензии. Когда в нашей стране проводился четырехлетний эксперимент в области дистанционного образования, наш вуз был одним из его главных участников. Поскольку мы располагаем сетью филиалов по всей стране, у нас были все условия, чтобы наиболее ярко проявить наш подход к дистанционному образованию, продемонстрировать его реализацию на практике. На сегодняшний день мы в сфере дистанционного образования уже более 15 лет.

- На Ваш взгляд, в чем плюсы и минусы дистанционного образования в России?

- По моему субъективному мнению, само понятие дистанционного образования в России преподносится потребителям абсолютно неправильно. В США через Интернет знания получает более 50% населения, у нас этот показатель официально заявлен как 8%, но я думаю, что по факту он составляет около 3%. Но все это исправимо. Здесь не так важно, откуда студент получает информацию, важна технология общения со студентом. Одно дело просто записать видеолекцию, и некоторые вузы именно это называют дистанционным обучением. В нашем институте совершенно другой подход к дистанционному образованию. Дистанционное обучение есть система, все элементы которой направлены на качественное взаимодействие преподавателя и студента, а интернет-среда служит лишь хорошим подспорьем для формирования коммуникативной составляющей. При подобном подходе студент с помощью Интернета может в любое время суток с минимальными затратами получить необходимый образовательный ресурс, например, проконсультироваться в офлайн-режиме или подключиться к лекции в онлайн. Но на все это студента нужно нацелить, чтобы он проявил интерес к дистанционной форме обучения.

- Наше руководство придерживается демократических взглядов, считая, что никого нельзя заставить учиться насильно. Почему? Что под этим имеется в виду?

- В начале нашего разговора я уже изложил свой подход к любой жизненной ситуации. И он лишь подтверждает, что если человек не относится сознательно к решению проблем и задач любой сложности, то в таком случае он не достигнет результата, поскольку ему это неинтересно и он никогда не проявит желание или инициативу что-либо сделать. Я считаю, что любой человек должен осознать, что знания ему нужны и важны. Еще Сократ утверждал: самое великое благо на земле - это знание, а самое великое зло - невежество. Есть шуточное высказывание: «Ученье - свет, а неученье - чуть свет и на работу»... Если человек действительно желает что-то от жизни взять, то у него это обязательно получится.

- Какие новшества появились в институте в последнее время?

- Самые последние новшества касаются нашей библиотеки. В библиотечном фонде МИЭП представлены лучшие учебные издания, рекомендуемые Министерством образования и учебно-методическими объединениями, свежие номера специализированных журналов и газет. В этом году мы закупили электронно-библиотечную систему IPRbooks, позволяющую получить доступ к базе новейшей учебной литературы от 40 ведущих отечественных издательств. Студенты в любое время дня и ночи, из любой населенной точки России и мира могут войти в базу, прочитать тексты электронных изданий, почерпнуть справочную информацию. Помимо этих возможностей предоставляется функция конспектирования через электронную почту. Одновременно базой могут пользоваться 5 тысяч студентов.

Сегодня в МИЭП созданы все условия для получения качественного образования международного уровня. Профессорско-преподавательский состав превосходит лицензионные требования. Главное, чтобы студент хорошо и уютно чувствовал себя в аудитории и получал удовлетворение от занятий.

Недавно мы приняли нового сотрудника - Ольгу Дмитриевну Неберову, заместителя декана по внеучебной работе, которая своей инициативой радует и порой поражает. Прошу всех студентов поддержать ее на этом пути. Она профессионально подходит к своей работе, а главное - с душой.

- В наступающем году нашему институту исполняется двадцать лет, и напоследок я от лица студентов поздравляю Вас с этим праздником!

- Большое спасибо!

- Что бы Вы хотели нам пожелать?

- Попрошу всех студентов в этот ответственный год, во-первых, двадцатилетия, а во-вторых, аккредитации нашего вуза, ответственно отнестись к своему делу, к учебе, хорошо сдать зимнюю сессию. Ну и мы в свою очередь не останемся в долгу. Желаю в добром здравии достойно выполнять все те задачи, которые встречаются на вашем жизненном пути, и чтобы все на всех фронтах складывалось более чем удачно.


Над номером работали: Афанасьева Юля, Листопадова Кристина, Денисова Екатерина, Неберова Ольга.

Вопросы, предложения и пожелания пишите на почту:

gazeta@miepvuz.ru